История русского дизайна до 1920-х годов

Одноименный канал в Телеге: @бложик и русский дизайн 
Каждую пятницу новая заметка о дизайне и рекламе в Российской империи 
Телеграм: @zhenyaloginov Почта: zhenya@zhenyaloginov.ru

Позднее Ctrl + ↑

Скопинское дело

Я неплохо помню время, когда в России (снова) появилась частная реклама. Не помню только, какая вещь была первее: финансовые пирамиды или всеобщее убеждение, что реклама это преувеличение, фантазия и обман.

Истории с пирамидами можно было бы избежать. Точнее, можно было бы избежать повторения, потому что урок выучен 150 лет назад. Просто забыт по независящим от потребителя причинам.

Этот пост конечно не о пирамидах, а о силе рекламы и стратегии. В 1863 году Иван Гаврилович Рыков придумал открыть в городе Скопино что в Рязанской Губернии, банк. Рыков к тому времени успел получить в наследство 200 тысяч и эффективно их промотать. Закономерно, что банк у такого кабанчика вышел пирамидальной формы.

Не буду вдаваться в детали, хотя они прекрасны. Перейдем сразу к рекламе. В 1860-е, благодаря Великим реформам Александра II, у частных изданий впервые появилась возможность продавать рекламные места. Массы еще не были знакомы с этим явлением.

Клиентов Иван Гаврилович искал где угодно... за пределами домашней губернии. Он давал рекламу в газеты, но только не в местные. Видимо знал старое правило бандитов не гадить там, где ешь. Либо своим умом понимал, что так делать точно не надо. Он предлагал очень процент x 2, и дело пошло. Мошенничество быстро раскрыли горожане, но они ничего не могли сделать — город был уже куплен. Компания активистов из Скопино писала журналистам в столицу. Приезжих журналистов на вокзале в прямом смысле брали под руки полицейские и провожали обратно. Телеграммы перехватывались. Город маленький, все просто. Вы же видели всякие «Дедвуды» — ну вот. Разве что без свиней, потому что сонная русская провинция все-таки не Дикий Запад.

Параллельно Рыков начал торговать бумагами на шахту, которая была уже выработана. Тоже через дистанционную рекламу. И тоже покупали. Здесь очень важны подробности, но пока у меня их нет. Насколько я понял, должны сохраниться материалы дела или протоколы суда. Если он целы, то можно многое восстановить, в том числе и техники продаж. Одно дело — обманывать простых мещан, а другое — дельцов. С этой несуществующей рудой.

Только в 1882 году, после разгромных материалов в «Русском курьере», публикации которых несколько лет добивались уже упомянутые скопинские активисты, мошенника Рыкова арестовали. Скандал на всю страну. Серия проверок в других банках и выявление таких же пирамид. Новые статьи в газетах. Огромное по тем временам число людей узнало, что их обманывали. Но не просто обманывали в лавке — реклама была лживая. Таким образом русский человек стал воспринимать почти любую рекламу как заведомое вранье. Это превратилось в проблему для обычных бизнесов, которые и не думали никого обманывать. В журналах для предпринимателей даже писали как теперь надо подавать себя чтобы не вызвать подозрений.

В общем такие дела. А сериал из этой истории может получиться великолепный.

Немного буковок с революционной агитации

Транспаранты — самый недооцененный у нас жанр. Столько интересного народного творчества что раньше, что теперь. К сожалению, колоритные, смешные и сумасшедшие картинки большей частью пропадают после митингов, забастовок и пикетов безвозвратно. На них пишут всякое, и я не вполне уверен, что даже в коллекцию собирать безопасно. С другой стороны, собирать надо. Потому что артефакты превыше всего.

Не помню, где нашел эти фотки. Они из музея или с выставки. Как видно по слоганам, транспаранты принадлежали революционерам, но не большевикам, а тем другим, которые 1905 год и февраль. Между прочим, их креатив тоже недооценен.

Консервная лакшеристость

Стерилизованные консервы в металлических банках в России начали производить в 1870 году.

В тот момент консервы еще не стали таким обычным продуктом как сейчас. Их уже полвека брали на войны и в экспедиции, но в потребительском сегменте жестянки с рыбой и мясом служили признаком статусного потребления.

Кажется, к началу XX века ситуация уже изменилась, хотя консервы все еще оставались в корзине с модными продуктами. Предполагаю, потому что имидж отпечатался в головах у тех, кому (условно) в 1870 было двадцать, а в 1900 — пятьдесят.

Консервами торговали магазины с названиями вроде «О гурме» (на фотке ниже — его рыбный отдел). Интересно, сколько сейчас магазинов под похожими вывесками. Даже в рекламе их благополучно кушал человек такого вида, который говорит нам: «Этот господин уплатит за все и даже за консервы». Персонажи других типов на плакатах появляются только в качестве рабочей силы. Может существовала иная реклама, но я ее пока не нашел.

Надо добавить, что реклама как бы целившаяся в человека с толстым кошельком, была большой редкостью. Об этом впереди большой пост про ЦА со статистикой.

Канцелярит до коммунистов

«Рыбопромышленность» — это еще не «Главрыба», но где-то близко. 1895 год.

Бесспорно, что советская власть ставила себе цель перебрендировать как можно больше вещей исключительно в идеологических целях и подобные сокращения она насаждала специально. Предположу, что без коммунизма у нас не было бы нелепых «минпромов», «подотделов» и даже «зарплат», или они занимали бы свой скромный уголок. Большевики придумали кучу подобных слов, именно им мы обязаны громоздкими надписями и аббревиатурами на дверях учреждений. Но все-таки канцелярит и новояз это не исконно советские явления.

Арабские цифры в XVII веке

Арифметическая таблица, вторая четверть XVII века. Вторая. Слышали, да? Вторая четверть это 1625—50. Используются арабские цифры, потому что славянские непригодны для математических расчетов.

От выражения «арабские цифры широко использовались в России с начала XVII века» нас удерживает только то, что сфера их применения была достаточно узкой. Университетов не существовало, науки находились в состоянии необходимого минимума. Для простой записи хватало славянских знаков. Впрочем, даже там, где не требовалось делить столбиком и экономить место, уже начали применять обе системы параллельно — например в землемерных документах.

XVIII век не произвел революции в записи чисел — роли славянских и арабских распределились естественным образом.

Embrace Tradition

У нас на глазах происходят различные мелкие изменения, которые «возвращают» старые традиции. Беру в кавычки, потому что оригинальных традиций напрямую они не касаются. Некоторые вещи всего лишь начинают выглядеть как сто пятьдесят и даже триста пятьдесят лет назад.

Заглавные буквы для названий народов. Стал за собой и за окружающими замечать: вместо русских, португальцев и канадцев пишу Русских, Португальцев и Канадцев. Раньше такого не было, хотя английским я владею, и было время, когда читал только на нем. На письме не сказывалось. Сейчас много работаю со старыми текстами, в которых именно Немцы, Французы, etc. У остальных это, должно быть, влияние английского. Через бытовое... э-э-э цифровое письмо. В определенном кругу образованных людей. Ну вы знаете.

дальше — наоборот. видели фейсбуки, твиттеры и каналы, авторы которых не пользуются шифтом при наборе текста? с телефона так нужно делать специально — отключать автоматические заглавные в начале предложения. зато с компа легко и естественно. некоторых очень раздражает. я не буду апологетом этого метода — он объективно хуже, потому что упрощает графику и в некоторых случаях затрудняет понимание. но. стоит помнить, что заглавные буквы у нас появились только в xviii веке (знаю, что некоторые этот факт оспаривают). большую часть истории русские и другие славяне обходились без них. так что если видите «мелкобуквенного» как их иногда дразнят (осуждаю), то знайте, что он пишет как писали славные предки.

Последними на сегодня будут точки вместо запятых в десятичных дробях. Кажется, они не столько из английского, сколько от кодеров. Не уверен. Запятые уж совсем юная традиция. Точки были в XIX веке. Надо сказать, разряды у чисел тогда отделяли совершенно неудобным запутанным способом. Об этом нужно писать отдельно. Мне больше нравится как сейчас.

Перечисленные штуки может закрепятся, а может и нет. Все уже точно стали частью нормы де-факто.

Список каналов о дизайне

В чате Дизайн-выходных спрашивали, кто какие каналы о дизайне читает. Я подписан на многие. Несколько раз кому-нибудь обещал скинуть список, но, как водится в таких случаях, ничего не скидывал.

Невероятным усилием воли собрал в ноушен пока что только каналы о буквах: шрифт, типографика, каллиграфия, etc. Всего 30 штук. Они не все живые, но во всех есть что почитать.

Хотел сочинить пост в дурацком стиле, в котором пишут когда обмениваются ссылками друг на друга, но передумал, но хочу, чтобы вы знали, что мне пришла в голову эта идея.

Moniteur de la mode

Такая айдентика была у французского журнала, который в России выходил в оригинале и в переводе. Славянские буквы, резные зеркала, рушники. Сейчас подобное воспринимают как несочетаемые вещи (не всегда, но чаще, чем хотелось бы), но примерно с середины XIX века так не думали. Было нормой.

Портнихам продавали гротеск и курсив. Понятно, что это сделано лишь для того чтобы журнал было легко отличить. Как видите, кроме букв остальное на первой полосе 1 в 1. Но все равно выбор интересный. Логотип для основной версии нарисован специально. Для той, что с выкройками, взят наборный шрифт.

Откуда эротические табу?

Раньше рисованная обнаженная натура не была таким табу как сейчас. Реклама, упаковка — везде голые женщины. Показывали все все кроме гениталий.

Как мы пришли к тому, что имеем теперь? Я проверял рекламу других европейских стран — в ней нюдсы out of context появляются регулярно. Пока не добрался до Америки. Но ведь Америка не имела значительного культурного влияния на Европу в первой половине века, чтобы передать через океан свои пуританские замашки. Англию я уже исключил. Раз она не повлияла в викторианский период, то с чего бы этому случиться после? Допускаю, что этот вывод может быть ошибочным.

Советская власть точно не причастна — мораль изменилась глобально.

Есть смутные догадки о снижении роли классического образования и ренессансного искусства. Часто эротические сюжеты были именно античными или с античными мотивами.

Я уперся в стену и мне требуются знания непонятно из какой области. Кто изучает историю нравственности? Антропологи? Если есть идеи или что подсказать — пишите в телеграм @zhenyaloginov или здесь в комментариях.

Политический барометр

Давно не было рубрики «ничего нового». Этот барометр идеально укладывается в шаблон современного мема.

Сам я не удивляюсь; теперь цель в том, чтобы вы тоже перестали воспринимать хоть что-нибудь как новое.

Логотипчик у газеты тоже ничего.

Брендирование Юсупова

Самая знаменитая фотография Феликса Юсупова, которая стала его «брендовым» портретом, сделана не на балу в честь трехсотлетия императорского дома. И даже не в России.

Должен признаться, что я сам долго пребывал в этом заблуждении, не задумываясь о том как мало юному Феликсу было в 1903 году. На фото он явно старше пятнадцати (на целых десять лет). Оно сделано в Лондоне после выпуска из Оксфорда. Костюм заказан в России и был всего лишь одним из нескольких. Зато привлек всеобщее внимание. Об остальных история умалчивает, мы только понимаем со слов самого князя, что они не были стилизованы под русские.

Фотография очень понравилась газетчикам, и когда во всем мире начали тиражировать скандальные статьи об убийстве Распутина, то выбрали именно ее. Так что образ сложился уже при жизни. Дальше был портрет в похожей одежде, уже в эмиграции. Наверное стоит отметить, что костюмы исторически не достоверные, а происходят от оперных костюмов, придуманных уже в XIX веке.

Связь со знаменитым балом, тем не менее, есть. На фото Феликс, по-видимому, воспроизводит позу великого князя Андрея Владимировича, который в 1903 году был почти в том же возрасте, как Юсупов в 1912.

Старлей

Этот плакат иногда попадает в подборки советской рекламы. Невнимательный глаз не читает дальше названия, которое принимает за новоязное сокращение «старшего лейтенанта». В то время как это — английская марка Starley, которая сейчас в России почему-то представлена велосипедами-чопперами. По новой традиции фамилия изобретателя Джеймса Старли уже не пишется как военное звание.

Ранее Ctrl + ↓